интервью

 


Интервью журналу "Пойнтер"



Татьяна Богатырёва: «Детство – это всегда трудно»


История Татьяны Богатырёвой с простым, но ёмким названием «День матери» сражалась на конкурсе за воспитание чувств в одноимённой номинации. В первую очередь Татьяна – поэт и сценарист. Писать истории для детской аудитории – это просто ещё одна творческая отдушина, но не вся Татьяна. Она девять раз побеждала на различных конкурсах и кинофестивалях, а писать начала в четыре года, и в настоящее время – молода, хороша собой, полна сил. Поэтому всё ещё впереди, тем более что её участие в конкурсе «Новая детская книга» стало поводом для крайне увлекательной и обстоятельной беседы. Её интервью мы и закрываем тему конкурсов детской прозы и литературы для детей.

– Какие чувства хотели пробудить в юных читателях своей книгой? И чем Вам дорог и важен «День матери»?

– Не секрет, что дети сейчас читают очень мало. На мой взгляд, сейчас нет авторов на уровне Крапивина, Погодина, Драгунского. Прошла волна Гарри Поттера, время экранизаций «Хроник Нарнии» и «Властелина колец». Почти нет чего-то такого, что могло бы разбудить позыв человека к чтению. Этот позыв, плюс ко всему, синтетически подавляется: Интернет, социальные сети, агрессивный видеоконтент – даже моё поколение (20-25 лет) уже обладает всеми признаками клипового сознания – ускорение ритма, обрывочность, отсутствие навыков концентрации внимания и способности логически мыслить. Представляете, что говорить о поколении двухтысячных?
В случае с «Днём матери» – изначально этот текст не задумывался как повесть для подростковой аудитории. Я ставила перед собой задачу показать читателю ещё одну сторону ситуации «Ребенок в творческой семье», такую же реальную, как и более благополучные примеры из серии «Сын знаменитого актёра/писателя/режиссёра». Но потом появилась мысль показать этот мир глазами двенадцатилетнего человека. В детстве я часто со страхом думала о том, что я могу вырасти и забыть свои ощущения от окружающей реальности, мне тогда казалось, что взрослые говорят на каком-то своём языке, некоторые – не все, конечно – считают при этом детей не то чтобы глупыми, но не относятся к ним как к личностям со своим мировоззрением и своей психологией. Оказалось, что свои детские ощущения и идеи я всё же не растеряла, и тогда я решилась усложнить для себя задачу и сделать текст не только о подростке, но и для подростка. Двенадцатилетний мальчик вынужден быть взрослее своих родителей. Его мама делает свою соответственно и его жизнь адом. Он для мамы нечто среднее между лучшей подругой и сиделкой. Мне важно было рассказать о безусловной любви – эта то детское искреннее чувство которое «всегда» «ни за что» и «несмотря на». Эта вот Кешина любовь противопоставляется в тексте любви взрослых – страсти, ревности. У Кеши всё течение его жизни превращается в один сплошной день сурка, только в его случае – это день матери.
Говоря о том, какие чувства я хотела вызвать у читателей – главным образом сопереживание. Через него постараться донести до читателя эту самую безусловную любовь.

– С помощью каких выразительных средств, героев и ситуаций в литературе лучше всего воспитывать в детях те самые чувства, что делают нас людьми? Вот, к примеру, какие книжки для детской аудитории на Ваш, взрослый, взгляд, прекрасно с этим справляются и почему?
этим справляются и почему? 


– Мне кажется, мы никогда не можем точно сказать, какой эффект произведет книга на читателя. Ведь влияние на ребёнка оказывает не только один какой-то текст, но вообще все: что человек увидел, услышал, что пропустил через себя.
Конечно, это должна быть по-хорошему простая литература. Главное, что должен понимать детский писатель, что он пишет не для малыша, а для живого человека, у которого сейчас очень непростой период (детство – это всегда трудно). Да, какие-то детали могут быть преувеличенными, но без лишней театральщины, понимаете? Текст должен быть живым. Это самое главное. Даже если это «волшебный» текст, даже я могу сказать, особенно если это он. И главное помочь понять юному человеку, что жизнь – вот она. Она везде, в том числе, в этом произведении. Что все вокруг живет и хочет жить, допуская промахи и ошибки, заблуждается, но выходит к свету. Нужно и сам этот свет показать, конечно. Он должен хотя бы себя обозначить, что он есть, что выйти к нему и остаться человеком непросто, но он есть.
А конкретных авторов и книг, которые очень много – даже если составить столбиком список «название/автор» – всего выпуска журнала не хватит. Могу назвать некоторые книги, которые воспитали меня. Мне вообще очень повезло ¬– мама читала мне с самого детства, много, и авторов самых разных. И «Муми-троллей» Туве Янсон, и «Кавказского пленника» Пушкина. В первом классе мне казалось, что ничего лучше, чем рассказ про льва, которому в клетку в качестве обеда кинули собачку а он не стал её есть (Льва Толстого рассказ) и быть не может. А потом прочитала «Черную курицу» Погорельского, и тоже думала «Всё, точно уже более пронзительного текста не бывает». А потом оказалось, что есть Куприн и у него «Белый пудель», например. А потом – Лидия Чарская. И так по цепочке, по цепочке – формируется взгляд на мир. Это я сейчас произведения с точки зрения нравственного воспитания личности пытаюсь перечислить.
Крапивин, Драгунский, цикл о Вите Малееве Носова, «Кирпичные острова» Радия Погодина, «Заповедный сад» Фрэнсис Бёрнетт или «Маленькая принцесса» – её же, «Динка» Валентины Осеевой, «Чучело» Железнникова, «Республика ШКИД»! У Леонида Пантелеева помимо «Шкиды» рассказы отдельные, «Портрет», например. У Зощенко – целый цикл полуавтобиографичный, про Лёлю, его старшую сестру, и Миньку (сам Михаил). Цикл «Как папа был маленьким» Александра Раскина. Рассказы Ирины Пивоваровой. «Кирпичные острова» Радия Погодина. «Эхо» Юрия Нагибина. Столько книг, которые прекрасно справляются с задачей воспитания в человеке человека. И та же Роулинг – тоже справляется, при помощи иных выразительных средств, но это совершенно не значит, что справляется хуже.
Тут другой момент, как мне кажется, важен: чтобы книга могла воспитать в ребёнке человечность, необходимо, чтобы и у родителя эта человечность была развита. Если в семье чтение вообще не принято, ребенок может, конечно, самостоятельно открыть для себя литературу, но ясно ведь, что это редкий случай.

– Чтение как один из элементов большого и длительного во времени процесса по воспитанию чувств: какое место он занимает среди всех прочих элементов? Какие особые смыслы и состояния привносит в эту алхимию по объединению ума и сердца?

– Мне кажется, что чтение – это всегда миф о нимфе Эхо. Важно не то, сколько человек прочел, но сколько он прочувствовал. Ведь иногда единая строчка может осветить пройденный путь или тот, который предстоит пройти. Читать – очень важно! Не знаю, насколько правильно говорить о популяризации чтения, о том, что нужно сделать чтение модным. Ведь никогда на самом деле довольно большой процент населения не читал книг, особенно не из-под палки. Да и я, занимаюсь литературой, поэтому слишком вовлечена в книжный процесс, потому не могу я могу быть в каком-то смысле объективной. Можно и не читать книг, но быть замечательным человеком. Другое дело, что это скорее исключение, чем правило. Быть осознанно добропорядочным – вот что важно. Как можно воспитать ангелов, если общество насквозь лицемерно? Если нам с детства говорят, что кругом сплошная помойка, а потом, что если мы не будем учиться, то пойдем работать дворниками. Сейчас уже можно бюджетный вариант планшета или телефона с выходом в Интернет чуть ли не за тысячу рублей приобрести. Смотришь анкету человека «Вконтакте», а там 2006 год рождения указан. Многие светлые порывы зачастую уничтожаются на корню именно взрослыми. Хорошо было бы на самом деле устроить нам всем книжную реабилитацию, ввести диагноз «недостаток чтения» или «злокачественный wi-fi».

Беседовал Александр Правилов

 


интервью проекту РосБалт: Петербургский авангард



Татьяна Богатырева: Творчество упрощается, но по-прежнему помогает переживать трагедии внутри и снаружи человека

Пронизанная поэзией жизнь Татьяны Богатервой органично вмещает в себя и рациональность, и здравомыслие, что приносит свои плоды. За спиной у Татьяны девять побед на конкурсах и кинофестивалях и несколько лет активной организаторской работы. А в сентябре этого года Татьяна Богатырева вошла в тройку финалистов конкурса «Новая детская книга».


Фото: личный архив Татьяны Богатыревой

Какую роль в вашем становлении как поэта и сценариста сыграла семья?

— Семья вложила очень много в меня, в мое образование, чему я очень благодарна. Моя мама много читала мне в детстве, занималась со мной, водила в кружки. Самостоятельно я начала читать когда мне было около четырех лет, примерно с того же времени начала писать. Я до сих пор помню стихотворение про слоника, у которого были проблемы с контролем эмоции — он на всех кричал, поэтому с ним никто не хотел дружить.

Помните свой первый киносценарий?

— Первый «сценарий» или, можно сказать, маленькую повесть я написала в одиннадцатом классе, с ней же и поступала в Университет кино и телевидения. Она была о несовершеннолетнем скинхеде. А первый серьезный «настоящий» сценарий — «Я умею вязать» — я закончила, когда я училась на третьем курсе. Сейчас он стал фильмом.





Кого вы можете назвать своими учителями?

— Киноведа и поэта Ларису Николаевну Березовчук. Она вела у нас занятия на третьем курсе. Набравшись храбрости и однажды обратившись за советом к ней, я узнала, что такое редактура, работа над текстом, литературная среда. Она стала редактором моего первого сборника, вышедшего в 2011 году. Он называется «Нам не страшно». Также я очень многим обязана еще одному потрясающему человеку, ныне нас, к сожалению, покинувшему — Александру Николаевичу Житинскому, который взрастил очень многих прекрасных авторов. Моя первая книга вышла в его издательстве «Геликон плюс».

Как получилось, что вы пришли в арт-клуб «Болт»?

— Я начала вращаться в литературной среде Петербурга и Москвы, выступать со своими текстами. Очень быстро поняла, что организовывать поэтический вечер мне интереснее, чем выступать на нем самой. Тогда и стала сотрудничать с поэтическим арт-клубом «Болт», искать авторов, приглашать на организованные нами вечера. С «Болтом» же при поддержке Александра Сокурова работала над передачей «Битва поэтов» — ночные прямые эфиры, беседы с молодыми поэтами. В 2010 году нам дали приз «Тэфи 2010». А потом началась работа в благотворительном фонде, поиск и продвижение молодых поэтов — мы издавали сборники стихов, провели два больших поэтических фестиваля. За годы существования фонда получилось издать 140 авторов.

Кто они — герои ваших будущих фильмов?

— В моих сценариях речь идет о молодых людях, не находящих себе места в современном обществе. Одна из ключевых тем — внутренняя трагедия внешне благополучных людей. У моих сценариев разные герои: милиционер, социальный работник, батюшка в церкви («Беженцы»), рабочий на заводе, редактор глянцевого журнала («Море в тебе и с тобой»), и простые студенты, и молодые люди, не делающие в своей жизни ровным счетом ничего («Марианская впадина»).

В 2015 году может выйти ваш первый полнометражный фильм — «Я умею вязать». О чем он?

— Основная тема — трагедия раскола Советского союза и возникшего в этой связи потерянного поколения (к которому я отношу и себя) девяностых годов.

С какими преградами вы сталкивались на этапе от написания сценария до воплощения созданного на экране?

— Прежде всего, с материальными. Кино — это очень дорогой вид искусства. Плюс ко всему, это коллективное творчество, в котором от сценариста все зависит лишь частично. Для создания фильма нужна команда, в которой не обойтись без режиссера-постановщика. Сценарист отдает свое произведение, которое воспроизвел на бумаге, дальше его судьбу решают другие люди.


 
Стихи являются для меня ремеслом, таким же трудом, как и любая другая работа
         


А каких сценариев не хватает современному кинематографу?

— Хороших (смеется). Абсолютно отсутствуют, на мой взгляд, детские кинофильмы, которые в советские годы выходили в большом количестве. Очень мало комедий.

Что для вас творчество?

— Это способ общения с окружающим миром. Каждый творец выбирает некий инструмент, с помощью которого он будет взаимодействовать со средой. Для художника — его картины, для режиссера — кинофильм, для поэта — стихи. Не зря говорят, что художники пишут картины, а не рисуют. В случае с поэзией — это текст. Стихи являются для меня ремеслом, таким же трудом, как и любая другая работа.

Есть что-то такое, что вы не можете выразить простыми словами, но можете в стихах?

— Нет, я же работаю со словом. Когда я училась в начальной школе, учитель дала классу задание написать сочинение. Одна девочка ограничилась такой фразой: «У меня нет слов». На что учительница ей ответила: «Ты же пишешь сочинение, как ты можешь использовать фразу «у меня нет слов?» Я очень хорошо это запомнила.

Вы уже девятый год читаете стихи на публичных выступлениях. Каково это — делиться своим творчеством со сцены?

— Выступаю 9 год. Мои тексты достаточно тяжело, как мне кажется, воспринимать на слух, они лучше читаются с листа. Выступать непросто, до сих про нервничаю, плюс у меня не очень хорошая подача. Гораздо больше мне нравится быть в роли организатора мероприятий: фестивалей, чтений, презентаций и так далее.
За последние четыре года, пока я работала в благотворительном фонде в сфере поддержки современной литературы, мы проводили два больших поэтических общероссийских фестиваля и большое количество чтений. Это было очень интересно.

Вы подвержены звездной болезни?

— Нет, я совсем не чувствую звездной болезни. Зато ощущаю постоянную, очень острую ответственность перед читателем за то, что он тратит время на прочтение моего текста, будь то проза или поэзия. Я очень здраво оцениваю уровень и степень своего таланта. Мне необходимо много работать над написанным.

Кому-нибудь посвящали свои стихи?

— Я недавно задумывалась о том, что совершенно разные вещи — писать о ком-то или посвятить кому-то текст. Кому-то конкретно я редко посвящаю стихи, а пишу о ком-то часто. При этом не столько о конкретном человеке, сколько о его образе, о ситуации, которая происходила с ним в жизни. Есть один человек, образ которого встречается в 130 моих текстах.
Основная задача — сделать так, чтобы после прочтения читатель мог сказать: «Вот этот текст про меня. Или про мою ситуацию». Тогда он будет сопереживать прочитанному, почувствует себя понятым и услышанным. И ты, как автор, почувствуешь себя понятным.


 

Я вписываюсь в течение современной отечественной поэзии, в так называемую поэзию новой искренности
         


К какой аудитории обращены ваши произведения?

— Я стремлюсь к тому, чтобы мои произведения были доступны для широкой аудитории. В последнее время стараюсь много над этим работать, так как у меня есть с этим некие проблемы. Сбиваясь на излишнюю автобиографичность и исповедальность, придавая излишнюю смысловую нагрузку, вводя большое количество аллюзий, малоизвестных цитат, я рискую сделать свой текст непонятным. Многие вещи могут просто не считываться. На днях мне написала женщина: «Огромное спасибо за стихи! Иногда читаю, за душу берет, но не все понимаю». Для того, чтобы не возникало непонимания, как раз существует критика и редактура. Я считаю, что редактура необходима. Сама работаю с редактором.

Вы соотносите себя с современной поэзией?

— Я побывала практически во всех поэтических объединениях и кружках, которые есть в городе, но мне все же больше нравится заниматься организационной деятельностью. В целом могу сказать, что вписываюсь в течение современной отечественной поэзии, в так называемую поэзию новой искренности. Это поэзия, которой присуща автобиографичность, исповедальность, позиция осуждения и неприятия окружающего мира. Некая ритмическая необязательность.

 А как вы считаете — нужны они современному человеку, перегруженному медийной информацией?

— В последние годы мы переживаем всплеск интереса к современной литературе. Писать и читать стихи стало очень модно. Это хорошо видно на примере нашего города. Думаю, во многом этому поспособствовал Интернет — любой человек может поделиться своими произведениями. Это хорошо. Но проблема в том, что творчество постепенно упрощается, пропадает критерий оценки качества. Вот, к примеру, фотография как вид искусства погибла. То же самое с поэзией. Очень много слабых, недоработанных текстов. Общий уровень культуры падает. Но в то же время Интернет позволяет находить в море словесного мусора очень интересные имена и тексты.

Беседовала Ирина Нечаева

http://avangard.rosbalt.ru/texts/2014/10_October/bogatyreva.html

 








Современная поэзия Петербурга: имена и тенденции. 
Беседа с Татьяной Богатыревой
2013




 ___________________________________________________

СТО ТВ "Как поэт относится к деньгам?" (2011)
гости студии: Анатолий Кузнецов, поэт;
Анастасия Курехина, художественный руководитель центра современного искусства им. С. Курехина;
Татьяна Богатырева, поэт;
Сергей Смирнов, лидер трэш-шапито КАЧ, изобретатель стиля «русскоязычный трэш»

смотреть ролик на сайте СТО ТВ

_________________________________________________________________________

ЛитСнаб.ru. Литература+  Это наше «Личное дело» (2011)

 

Татьяна Богатырева, студентка СПбГУКиТ, автор сценария «Я умею вязать»
1. Мой сценарий о жизни бесцельного человека, который пытается найти смысл; о конфликте этого человека с самим собой и окружающим его миром.
«Я думаю о том, что все снова сходится на вязании: это так просто — ошибиться и пропустить одну петлю. И тогда цепочки сбиваются, узора не выходит. Ошибаться всегда очень легко. Чтобы исправить ошибку, как правило, нужно распускать вязание до самого первого столбика.
…а оказавшись в реальном мире, найти смысл гораздо сложнее. Приходится время от времени вешать себе под нос морковку, и идти за ней».
(Из текста сценария)
2. Я думаю, что кризис существует. Но не только в кино; на мой взгляд, это в первую очередь кризис духовный. Одним из способов борьбы с ним я вижу творчество.
3. Да, интересует. Трудности возникали самые разнообразные: от обвинений в увлечении «социальщиной» до банальной нехватки жизненного опыта, знаний истории. Но все эти трудности более чем решаемы.
4. Да, я всегда видела в этой роли Алексея Балабанова.

(читать полностью)

________________________________________________________________________

СТО ТВ "Битва поэтов" (2009)
гости студии: Татьяна Богатырева и Митя Гольцман

смотреть ролик на сайте СТО ТВ


Комментариев нет:

Отправить комментарий

подборка 2016

* * * а потом растешь, а потом молчишь, входишь-говоришь, но без языка. и в груди растет вот такая тишь, иловое дно рыжая река....